November 9, 2021

С чего начинается мир…

Рекламно-спамные войска начали кидать в меня самонаводящийся таргет на темы о которых я в последнее время начал писать. И это хорошо. Сразу оговорюсь, я не рассуждаю тут о воспитании детей, а лишь хочу поднять тему взаимодействия между людьми )

Статья «Почему не нужно делать из детей малолетних гениев» в Форбс поднимает интересную тему, которая не теряет актуальности никогда.

Хочется сказать хорошее, потому что 4 из 5 пунктов интересны и правильны, но они безобидны — это просто ещё один способ познания мира. Но дьявол, как известно — в мелочах.

Во-первых, мозг ребёнка физиологически такой же как и у взрослого и способен обрабатывать такое же количество информации. Вы же не считаете что пустой жесткий диск вашего компьютера хуже, чем заполненный информацией (да, аналогия туповата, там всё немного сложнее, но суть понятна)? Да, со временем диски деградируют, как и мозг, но это другая история. Уже на основании этого только факта многое меняется.

Во-вторых, п. 2 (методики автора) гласит «Мир начинается с эмоций». Рассказывайте ребёнку о том, что вы чувствуете, и спрашивайте о его чувствах. Для общения с детьми дошкольного возраста можно использовать формулу: «Я расстроена, потому что ты не убрался в комнате».

И вот этот пункт самый опасный и вызывает множество вопросов. Правда? А почему она расстроена? Ей мешают игрушки? А ребёнок расстроен от этого? Почему применяется психологическое насилие в виде эмоциональной манипуляции? И почему мы учим ребёнка манипулировать чувствами других?

Для того, чтобы говорить о своих чувствах, их нужно научится понимать и осознавать действительно и честно, а сколько таких мам, ладно, просто взрослых вы знаете?

Есть два вида взаимодействия между людьми: манипуляция, договор.

При манипуляции профит получает только манипулятор, манипулируемый ничего не получает, кроме насилия над психикой. На него давят власть, жалостью, чувством долга, агрессией или ложью.

Договор — это создание условий тем, кто чего-то хочет, при которых обе стороны будут заинтересованы в удовлетворении условий договора и обе получат желаемый профит, а как мы понимаем в этом должна возникнуть потребность, вот здесь и начинается самое интересное — человеческие отношения.

Вот этому и нужно учить ребёнка, а не выражать свои эмоции словами, захочет — выразит так, что никому места не хватит.

Пока же статья меняет шило на мыло и предлагает делать из детей не йоркширских терьеров, а модных и управляемых бельгийский овчарок.

Серьёзно! А вот вы, взрослые, так общаетесь друг с другом? А почему не так?

Знание и понимание эмоций другого человека это ключ к его сознанию, а какой примат удержится от соблазна манипулировать (это ж проще, чем договариваться), тем более, что ему итак всё на блюде поднесли?

Теперь о том, с чего начинается мир. В нейрофизиологии существует такая связка МЫСЛЬ—СЛОВО—ЧУВСТВО—ДЕЛО—ЧУВСТВО. Да, ЧУВСТВО встречается дважды, как анализ замысла и подкрепление результата, но мир начинается с МЫСЛИ.

Это нормальная или здоровая последовательность. Выпадение любого этапа меняет норму и иногда это оправдано, в ситуациях угрозе жизни и здоровью, а иногда нет и приводит к расстройству личности, бесконечным циклам и прочим негативным последствиям. Можно выбрасывать осознанно некоторые этапы, но часто и нужно понимать, что именно делаешь и какие последствия тебя ждут.

Вывод: воспитывать кого-то — это проще пустяков, воспитать себя — действительно непростая задача, но если её решить, то никого больше воспитывать не придётся. Помните, что для детей, как и для взрослых вы можете быть примером или не быть. У детей просто нет выбора, в отличие от взрослых. Вы для них самый лучший и единственный пример.

Начните с малого, попробуйте справиться со своими руками ;-)